Белгородский региональный институт
повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации
по выявлению и исправлению ошибок у учащихся
в процессе обучения двигательным действиям
Подготовил: Никифоров А.А., методист кабинета физической культуры и технологии БелРИПКППС. Белгород 2004г.
Причины, вызывающие появление ошибок и их исправление.
(методические рекомендации учителям физической культуры и тренерам-преподавателям)
Ошибки могут возникнуть как по объективным так и по субъективным причинам.
1. Объективные:
- внешние условия, в которых проходит обучение;
- состояние спортивного инвентаря;
- несоответствие спортивной формы;
2. Субъективные могут быть как физиологической так и психологической направленности:
А) неправильное представление у учащихся об изучаемом двигательном действии.
следствием является невнимательность, недостаточная осознанность поставленной задачи обучения, неуверенность, страх.
Б) неподготовленность учащихся к усвоению нового материала.
Это может проявляться в результате:
- отсутствия уровня(необходимого) развития физических и интеллектуальных качеств;
- несоответствие учебного задания возможностям занимающихся;
- неподготовленность опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к занятиям.
В) нарушение последовательности обучения;
Г) нарушение координационных механизмов, возникающих в силу ряда причин:
недостаточное развитие координационных способностей, особенностей сенсомоторных механизмов, стремление занимающихся сразу же добиваться определённых результатов.
В первую очередь исправлению ошибок подлежат основные ошибки, так как второстепенные являются производными от основных.
Для исправления необходимо:
1. Дать ученику срочную информацию о протекании отдельных фаз и элементов в структуре движения. Причём, чем быстрее, тем выше эффективность обучения.
2. Вскрывать ошибки совместно с учеником.
3. Не ждать и не ориентировать сразу на конечный результат.
4. Использовать промежуточные ориентиры.
Для исправления ошибок используют:
1. Показ.
2. Объяснение.
3. Выполнение упражнения совместно учителем и учеником.
4. Расчленение упражнения.
5. Выделение фаз.
6. Подводящие упражнения.
7. Выполнение упражнения вместе с партнёром с указанием ошибок друг у друга.