ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
используемые в учебно-воспитательном процессе
ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический момент.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
ОБУЧЕНИЕ – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, взглядов, убеждений.
ЗДОРОВЬЕ – высшая социально-экономическая ценность; состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.
ВАЛЕОЛОГИЯ - область научных знаний о сохранении и укреплении здоровья ребенка (подростка); изучает закономерности взаимодействия растущего организма с окружающей средой, организованной деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной) и образовательным процессом, а также - образом и качеством жизни с целью достижения физического, психического благополучия и самореализации.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - модель педагогической деятельности, в которой целью является формирование личности, использование проблемно-эвристических методов для достижения определенного уровня знаний, умений и навыков для их дальнейшего использования в жизни.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования.
РАЗВИТИЕ - закономерные изменения, в результате которых возникают новые качественные состояния; дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, образование новых функций и видов деятельности организма; процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному); качественные изменения в организме.
РОСТ – увеличение массы и линейных размеров ребенка (подростка), а также его отдельных органов, происходящее за счет числа и массы клетки неклеточных образований в результате преобладания процессов усвоения над процессами распада.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – способ реализации методов обучения, основанных на речи, изображении и действии.
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ – совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей, деятельности и поведения.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ и взаимодействие педагога с учениками, а также используются различные формы, методы и средства обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - это система мер, способствующих повышению адаптационных возможностей, уровня морфофункционального развития, нормализации процесса роста и развития организма в пределах его индивидуального генетического канала.
УСПЕВАЕМОСТЬ - степень успешности усвоения учебных предметов учащимися.
УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - модель педагогической деятельности, когда целью является достижение определенного уровня знаний, умений и навыков при соблюдении установленной дисциплины.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – устойчивые способы организации учебной деятельности школьников, характеризующиеся постоянством состава обучающихся.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – возраст, когда ребенок по медицинским, психофизическим и иным показателям может обучаться в школе. Различают: младший школьный возраст (6-9 лет); средний школьный возраст (10-14 лет); юношеский возраст (15-18 лет).
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех основных опорных точках (ООТ), невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - уровень владения двигательным действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точках (действие выполняется автоматизированно), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.